Warning: file_exists(): open_basedir restriction in effect. File(/home/www-edu/www-doc/attachments/ . htaccess) is not within the allowed path(s): (/home:/usr/local/apache2/htdocs:/tmp/php) in /home/www-edu/www-doc/plugins/attachments/attachments_plugin_framework/attachments_plugin.php on line 882
Сайт модернизации системы образования
Модернизация подкреплена финансами
Details
- Подробности
-
Создано 26.10.2011 12:30
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОДКРЕПЛЕНА ФИНАНСАМИ
по материалам Брянской учительской газеты
Поводов для встречи директора департамента общего и профессионального образования области В. Н. Оборотова с управленцами ряда школ в минувший вторник в рамках курсов повышения квалификации было несколько. Важнейший — прояснить позицию и политику департамента в отношении проекта модернизации системы образования, в реализации которого участвует Брянская область.
Как отметил В. Н. Оборотов, в учительских кругах остается еще непонимание идей и замыслов руководства департамента, которые попросту порой не доходят до учителей или доходят в искаженном виде. Директор департамента как работодатель высказал заинтересованность к этой и будущим встречам с руководителями и учреждений образования, на которых можно четко доводить до них, а через них до всего учительства свои замыслы, суть происходящих процессов и перспектив в системе образования.
Вопросы, которые подаются по «прямой линии», открытой департаментом («а их уже толстая пачка», — по словам директора), а также вопросы, поступающие на президентский сайт, часто свидетельствуют о том, что педагоги не вполне осведомлены о происходящем в системе образования.
В. Н. Оборотов выразил убежденность в том, что лучшие из этой системы, которые не оставили ее в трудные перестроечные и постперестроечные годы (и в этом зале такие), хорошо осведомлены о том, что пока является неясным для части учительства. Он вкратце рассказал о себе. Преподавал в сельской школе физику, математику, физкультуру, труд, служил в армии, обучал физике и информатике учащихся школы № 27 Брянска, был ее директором, причем избранным общим собранием. Общий стаж работы в школе — четверть века. Но еще возглавлял районный отдел образования, городское управление образования, работал заместителем главы администрации района.
Владимир Николаевич предложил рассмотреть на встрече две темы — проект модернизации образования и инициативу премьер-министра В. В. Путина «Учительский дом», поскольку именно эти вопросы особенно интересуют многих. Директор, напомнив о том, что модернизация в образовании подкрепляется финансами, привел такие цифры. В текущем году из 20 млрд. рублей федеральных средств, отпущенных на модернизацию образования в регионах, Брянская область получила 209, 5 млн. Доля областного бюджета на эти цели — 11,2 млн. рублей. А в целом — 220,7 млн. В 2012 году объем вложений в модернизацию увеличится втрое по сравнению с этой цифрой.
Основная цель модернизации, как отметил В. Оборотов, повышение зарплат работников образования. Он проинформировал о подписанном в июле этого года соглашении между Министерством образования и науки и администрацией Брянской области, согласно которому администрация приняла решение об увеличении фонда оплаты труда педагогических работников с 1 сентября этого года на 30 процентов. За сентябрь средняя зарплата учителей в области составила 11 300 рублей. Не менее чем за три года планировалось доведение средней зарплаты до уровня средней в экономике, а в первом квартале года она составляет (в экономике) 12 600 рублей. Но реализацию планов решено ускорить. Ставится задача уже в 2012 году достичь эту цель. Между тем средняя зарплата в экономике не стоит на месте. Во втором квартале она составила уже 13 600 рублей. Чтобы сравняться в этим уровнем, в образование следует вложить более 480 млн. рублей.
Как свидетельствуют результаты мониторинга, средняя зарплата педработников в Дятьковском, Брянском муниципальных районах, в городах Брянск и Фокино составляет уже свыше 12 тысячи рублей.
Но модернизация — это не только повышение заработков, как отметил В. Оборотов. Департамент образования выделяет пять направлений модернизации, которые должны быть понятны каждому педагогу. Это — улучшение учебно-материальной базы учебного заведения, повышение квалификации работников, компьютеризация и интернет-трафик, проведение энергосберегающей политики, пополнение фондов школьных библиотек.
«Вот это модернизация и больше ничего» — максимально доступно пояснил директор департамента. Он отметил, что в целом на развитие образования область выделяет из бюджета львиную долю средств — 4 млрд. 100 млн. рублей только в 2011 году. Губернатор области Н. В. Денин поддержал предложение департамента увеличить в 2012 году этот объем на «астрономическую сумму», по выражению В. Оборотова. Дополнительный вклад области в эту сферу составит 587 млн. рублей. Он выразил уверенность, что удастся поправить положение с зарплатами в обозримом будущем работников начального профессионального образования, в особенности, мастеров производственного обучения. Планируется выделить на обеспечение горячего питания учащихся ПУ и ПЛ сумму средств, в два раза превышающих прежнюю, — 16 млн. рублей.
Не упускается из виду вопрос повышения зарплат работников дошкольного и дополнительного образования, а также специалистов закрытых учреждений.
В русле модернизации распространение опыта Фокинского района, как отметил директор, стоявший у истоков реализации районной программы, способствовавшей тому, чтобы каждая школа приобрела свое лицо. Не в том смысле, чтобы отличалась от других количеством и качеством проведенных учебно-воспитательных мероприятий, числом побед на конкурсах и т. д. А в том, чтобы была ориентирована на «своего» ребенка. За три года продуманной перепрофилизации удалось добиться положения, при котором ни один ребенок, проживающий в районе и достигший возраста школьника, не «уходил» за пределы района, потому что ему находилась местная школа, соответствующая родительским запросам, связанным с состоянием здоровья детей, их интеллектуальным уровнем, особыми интересами и т. д. У каждой школы было свое характерное «лицо».
В. Оборотов обратил внимание участников встречи на 15 финансовых потоков, направленных по руслам каждого из пяти названных направлений модернизации. Эти средства выделяются на приобретение учебного, спортивного, компьютерного оборудования, а также оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся (в медкабинетах), для школьных столовых.
Включение школ № 7 и № 9 Советского района Брянска в федеральную программу по совершенствованию организации горячего питания, как отметил директор, до неузнаваемости изменило школьные пищеблоки. Столовые отвечают европейскому уровню требований. На них теперь и равняться другим школам.
Финансы отпускаются также на приобретение школьных автобусов, пополнение библиотечного фонда школ (22 млн. рублей из более чем 28 млн., выделенных на закупку учебников, использовано впервые для обеспечения ими первоклассников), в 2012 году этих средств будет передано больше), текущие ремонты с целью подготовки помещений для установки нового оборудования, на повышение квалификации, профессиональную подготовку управленцев и учителей (выделяется на это 3 млн. рублей), на увеличение пропускной способности, оплату Интернет-трафика (12 млн. рублей), на обновление программного обеспечения, приобретение электронных образовательных и ресурсных программ, энергосбережение. В начале ноября планируется передать муниципальным образованиям заказанные РОО 18 школьных автобусов.
— От позиции директора школы зависит сейчас многое, — обратился В. Оборотов к управленцам. — Привыкайте быть менеджерами, а не директорами в прежнем обычном понимании слова. Умейте добиваться своих целей за счет организации работы коллектива.
На совещании в Сочи руководителей региональных органов управления образованием, как он отметил, выяснилось, что зарплата педагогов в регионах с примерно одинаковыми бюджетами разная. Где-то она выглядит более высокой, но за счет чего? Порой за счет выделения средней величины из общей суммы затрат, которая складывается из льготных выплат и даже величин грантов по линии нацпроекта «Образование». Брянская область при определении средней зарплаты, по словам В. Оборотова, не включает в «общий котел» эти выплаты, поэтому как бы «отстает» от средних размеров зарплат в некоторых других регионах. Как он пояснил, Брянщина — единственная территория в ЦФО, не отказавшаяся от льготных выплат сельским учителям (на услуги ЖКХ, подъемные молодым специалистам и т. д.), прибавок к отпускным: «Эти льготы нельзя ликвидировать». Он разуверил в том, что у каждого учителя после 30-процентной прибавки к фонду оплаты труда и увеличения базового оклада повысится зарплата на 30 процентов. Ведь в классах разная наполняемость и существуют другие показатели, влияющие на размер зарплат. И все же, по его словам, в целом «позитив идет, реальную помощь образованию оказывает партия «Единая Россия». (К слову сказать, за свои личные средства, как признался В. Оборотов, он построил в детском саду № 139 спортивный комплекс). «Сделайте гражданский шаг, — обратился директор департамента, — голосуйте за тех, кто реально работает».
Во встрече приняли участие заместители директора департамента И. И. Потворов, О. Е. Сабирова — начальник отдела экономического анализа и планирования, а также Т. В. Кулешова — начальник отдела аттестации педагогических работников, кадров и права, И. А. Иванов — начальник отдела развития общего и дошкольного образования. Поступили предложения, и организаторы встречи пообещали их учесть.
Вторая тема, рассмотренная на ней, была освещена Т. В. Кулешовой. Она проинформировала об инициативе премьер министра РФ В. В. Путина, с которой он выступил 5 сентября на Межрегиональной конференции «Единой России» в Череповце. В. В. Путин предложил ввести специальную ипотечную программу для молодых преподавателей, которая бы облегчала выполнение условий при получении жилья.
«Программа должна быть с пониженной ставкой и минимально возможным первоначальным взносом, а также без ограничений по размерам оплаты труда. Ставку предлагается сделать где-то в районе 8,5 процента. Первоначальный взнос — он сегодня 20 процентов — предлагается не более 10 процентов. Было бы правильно, если регионы, a у многих такие возможности есть, первоначальный взнос вообще взяли бы на себя, — сказал В. В. Путин. Я прошу федеральные ведомства, агентство по ипотечному и жилищному кредитованию детально проработать вопрос о специальной ипотеке для молодых учителей. И, конечно, прошу наших коллег в регионах также заняться этим вопросом».
«Речь идет о специалистах до 35 лет, о молодых педагогах, —сообщил премьер. Мы считаем, что в такую ипотечную систему может войти 50 — 60 тысяч человек. Есть еще одно предложение, которое поможет решить жилищные вопросы всех категорий учителей. Предлагается использовать такую форму, как жилищные кооперативы. Этой возможностью смогут воспользоваться все школьные преподаватели, вне зависимости от возраста. Фонд развития жилищного строительства будет безвозмездно предоставлять таким кооперативам участки под застройку, а субъекты Федерации могли бы полностью взять на себя обустройство таких участков всеми необходимыми коммуникациями. В результате, по нашей предварительной оценке, стоимость квадратного метра жилья эконом-класса может снизиться минимум на 25 — 30 процентов от рыночного уровня. Это уже заметное облегчение для участия в таком кооперативе. Но это потребует изменений в законодательстве», — сказал В. В. Путин, отметив, что также должны быть использованы и возможности депутатов партии в регионах. «Предлагаю назвать этот проект «Учительский дом».
Проект обладает привлекательными возможностями, и если развивать его в Брянской области, он обретет сторонников и участников.
На этом встреча в департаменте образования завершилась. Но в том же составе и с той же целью руководство департамента отправилось в тот же день на встречу с педагогами Жуковского района.
В. СИЛАЕВ
Фото И. ТАКУНОВА