Warning: file_exists(): open_basedir restriction in effect. File(/home/www-edu/www-doc/attachments/ . htaccess) is not within the allowed path(s): (/home:/usr/local/apache2/htdocs:/tmp/php) in /home/www-edu/www-doc/plugins/attachments/attachments_plugin_framework/attachments_plugin.php on line 882
Сайт модернизации системы образования
Ключевое слово— модернизация
Details
- Подробности
-
Создано 26.08.2012 12:00
Из выступления директора Департамента общего и профессионального образования Брянской области В. Н. Оборотова на августовской конференции 24 августа 2012 года:
«Августовские педагогические конференции традиционно посвящаются актуальным вопросам развития системы образования и позволяют педагогической общественности региона оценить общие достижения, обсудить выявленные проблемы и наметить пути их продуктивного решения. Правда, сегодня мы, по инициативе губернатора области, изменили и место проведения, и форму. Просто форма должна соответствовать содержанию, а центральными в содержании нашей работы являются реализация инициативы «Наша новая школа», процесс модернизации образования. Поэтому здесь, в Брасовском районе, где готовится открыть свои двери новое здание школы, где реально виден результат модернизации, мы решили сегодня говорить о нашей новой школе. Подвести итоги пройденного пути, на основе их анализа определить приоритетные направления предстоящей работы.
Скоро 1 сентября. А значит, новый учебный год. Подготовка к нему осуществлялась в условиях реализации масштабного проекта программы модернизации общего образования. В числе приоритетных направлений деятельности проводились и проводятся мероприятия, цель которых — обеспечение требований надзорных структур, совершенствование условий для безопасного пребывания участников учебно-воспитательного процесса; приведение школьной инфраструктуры к современным требованиям; создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка талантливых детей, развитие учительского потенциала.
Без преувеличения можно сказать, что определяющим в деятельности всех работников образования — от вожатой до министра — на многие годы вперёд становятся новые образовательные стандарты, к обучению по которым в 2011 году приступили 12 324 учащихся 1-х классов, а 1 сентября 2012 года за парты сядут еще около 12 тысяч первоклассников (11845 человек).
Переход к обучению по новым стандартам потребовал полной замены учебных комплектов, вот почему за счет средств модернизации в 2011 году были централизованно приобретены на сумму 21 млн. рублей учебники для первоклассников. В 2012 году эта работа продолжена, ее результатом стала полная замена учебно-методических комплектов для 2-го класса на сумму 31,6 млн. рублей.
НОВЫЕ КУРСЫ — НОВЫЙ ПОДХОД
Внедрение в учебный процесс общеобразовательных школ с 1 сентября 2012 года культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики», направленного на развитие у школьников 10 — 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним, вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
С целью обеспечения условий для преподавания всех моделей курса: основ православной культуры, светской этики, мировых религиозных культур — исламской, буддийской, иудейской — за счет средств модернизации закуплены 13271 учебник, 750 методических пособий для учителей, 1518 электронных пособий для учащихся.
С одной стороны, учебный курс ОрКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир». С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
На это же направлен существенно обновленный учебный план образовательных учреждений. Вступающий в действие с 1 сентября 2012 года региональный компонент плана действительно становится региональным, дающим учащимся возможность узнать свою малую родину, ее историю, особенности географического, экономического положения, ее природу, самобытность ее культуры. Внедрение регионального курса «Брянский край» с 1 по 11 класс обеспечено новыми и уже прошедшими апробацию учебными пособиями, образцы которых представлены на выставках нашей конференции.
В общей сложности на обеспечение школ учебниками по указанным выше направлениям затрачено в 2012 году более 60 миллионов рублей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы призван изменить содержание образования: это не только приобретение учащимися знаний, умений и навыков, это обретение, прежде всего, способности применять эти знания, умения и навыки в ситуации большой неопределенности, ведь именно такие ситуации ожидают человека за пределами школы.
Конечно, все это повышает требования к учителю. Он должен стать и психологом, и в какой-то степени социальным педагогом. Изменяются требования к качеству труда учителя, к результатам его деятельности.
ПЕРЕПОДГОТОВКУ — ПЕРСОНАЛЬНО
Стандарт является мощным стимулом развития педагога. Учитель привык работать в непродуктивной системе, передавать свой жизненный опыт и то, чему учили его в вузе. В современных условиях образовательный процесс — это процесс совместной деятельности, а принцип классно-урочной системы «я говорю — ты слушаешь и запоминаешь» устарел. Сегодня нужно не столько улучшать предметные знания учителя (с этим дело у нас обстоит нормально), сколько изменить способ его деятельности. Учитель должен стать организатором деятельности учащихся, модератором, методистом, тьютором, поэтому особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала отрасли.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров является главным источником получения педагогами и управленцами новой информации, нового знания и новых навыков, поэтому именно данная система, в известной мере, несёт ответственность за подготовленность работников образования к модернизационным процессам.
В рамках мероприятий по модернизации общего образования в 2012 году
- повышают квалификацию по вопросам реализации федерального стандарта второго поколения, новой системы оплаты труда более 1500 учителей-предметников;
- 700 учителей прошли повышение квалификации по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;
- 375 руководителей образовательных учреждений пройдут до конца года профессиональную переподготовку в области образовательного менеджмента.
Брянская область входит в число 27% субъектов Российской Федерации, использующих такую форму повышения квалификации, как стажировка. Наши учителя проходят ее не только в школах Брянской области, но и за ее пределами — на базе стажировочных площадок Липецкой, Тверской, Тамбовской, Ростовской, Ивановской, Рязанской областей.
Сегодня на базе Фокинского района Брянска и Клинцов мы проводим эксперимент по внедрению механизма финансирования «деньги следуют за учителем», по персонифиницированной модели повышения квалификации, при которой средства передаются школе в составе субвенции для предоставления возможности учителю осуществлять выбор программ и их поставщиков.
В 2012 году мы направляем на исполнение данных мероприятий более 33 миллионов рублей, но это не означает, что вопрос подготовки и переподготовки кадров на какое-то время перестает быть актуальным. Нет, в дальнейшем нам необходимо:
- усиливать практическую направленность курсов через увеличение стажёрских практик;
- организовывать индивидуальные образовательные маршруты педагогов;
- разрабатывать новые программы профессиональной переподготовки квалифицированных управленческих кадров, обладающих способностью представлять пути развития учреждения, рынка образовательных услуг и образования региона в целом;
- организовывать инновационные форматы повышения квалификации и методической поддержки молодых специалистов;
- развивать персонифицированную модель повышения квалификации.
ТЕХНИКУ — НА УРОВЕНЬ
Одним из требований, предъявляемых новыми стандартами к организации учебного процесса, является доведение укомплектованности кабинетов начальной школы техническими и традиционными средствами обучения до минимально необходимого уровня. Централизованно в школы приобретаются комплекты рабочего места учителя, включающие в себя ноутбук, мультимедиа-проектор, экран, многофункциональное устройство, аудиосистему, программное и методическое обеспечение; закупаются мобильные классы. Если в 2011 году на реализацию этого направления затрачено более 40 миллионов рублей, то в 2012 году — более 90 миллионов рублей. Еще 10 миллионов рублей определено на повышение пропускной способности сети Интернет, решение вопросов организации дистанционного образования.
ВСЕ — ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В соответствии с требованиями стандартов внеурочная деятельность в образовательных учреждениях спланирована и организована по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному.
Особое внимание уделяется необходимости модернизации системы физкультур-но-спортивного воспитания в образовательных учреждениях всех уровней.
В частности, сегодня ведется строительство многофункционального спортивного зала к школе № 3 и раздевалки для хоккейного корта детско-юношеской спортивной школы Стародуба, школьного бассейна в Добруни. На программы «Развитие образования Брянской области» и «Развитие физической культуры и спорта Брянской области» предусмотрены 23 млн. рублей.
Для реализации мер по модернизации образования Брянской области на 2012 год обеспечено проведение текущих и капитальных ремонтов спортивных залов 27 образовательных учреждений на сумму около 15 млн. рублей. На спортивное оборудование из средств федеральной субсидии направлено 4 миллиона рублей, а на приобретение спортивного инвентаря — 2 миллиона рублей.
Приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений по проведению внеурочной физкультурно-спортивной работы с обучающимися являются Всероссийские «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры», которые проводятся в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948. В текущем учебном году в школьном этапе мероприятий приняли участие 86 699 и 45 740 учащихся соответственно. В региональном этапе Президентских состязаний приняли участие 27 команд, Победителем среди сельских классов-команд стала Снежская школа п. Путевка Брянского района, среди городских — Унечская школа № 3.
Традиционным является областной смотр физической подготовленности учащихся 10 — 11 классов общеобразовательных школ, профессиональных училищ и лицеев, студентов профессионально-педагогических колледжей. В текущем году в смотре-конкурсе приняли участие 21424 учащихся и студента.
Лучший уровень физической подготовленности показали: школа № 46 Володарского района Брянска, профессиональный лицей № 39 и Суражский профессионально-педагогический колледж.
Сегодня, как никогда, Россия нуждается в творческих, активных, интеллектуально развитых, способных изменить жизнь к лучшему гражданах.
Учреждения дополнительного образования в этой связи должны представлять собой динамичную образовательную систему, основным предназначением которой является удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для их творческого и индивидуального развития.
Одним из показателей развития системы дополнительного образования области стало проведение на высоком организационном уровне всероссийских мероприятий.
В Брянской области прошли Всероссийские турниры юных автомоделистов и мотоциклистов «Безопасная трасса — участникам дорожного движения», Всероссийская конференция по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности».
По инициативе общества сотрудничества Польша-Восток и центра эстетического воспитания детей «Родники» учащиеся области приняли участие в первом международном конкурсе-выставке детского декоративно-прикладного искусства «Мир детства без границ». 59 лучших работ представлены на благотворительном аукционе в Доме дружбы в Варшаве.
В целях воспитания гражданственности и патриотизма у подростков в рамках празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года проведена Всероссийская историко-краеведческая акция «Будь достоин славы своих предков».
Важным событием для системы образования стало проведение на территории области туристического слета учащихся Союзного государства. Для участия в соревнованиях в Брянскую область съехались команды из 7 областей Республики Беларусь и 36 регионов России. Основной целью слета явилось укрепление дружеских связей между юными туристами двух государств, обмен опытом туристско-краеведческой работы, ознакомление с историко-краеведческими объектами Брянщины.
Опыт проведения всероссийских и международных мероприятий свидетельствует о том, что сотрудничество учащихся вносит большой вклад во взаимопонимание и мирный диалог между народами, воспитывая молодежь в духе толерантности и интереса к другим культурам.
Одной из важных составляющих работы с талантливой молодежью является создание условий для стимулирования одаренных детей к участию в различных видах общественно значимой творческой деятельности, поддержка их выдающихся способностей на этапе профессионального и личностного становления.
На эти цели в областном бюджете заложено 658,8 тысячи рублей.
ПО ПРОГРАММЕ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
Приоритетом при реализации новой государственной программы «Доступная среда» стало создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов.
Дистанционное образование детей-инвалидов, как мероприятие национального проекта «Образование», реализуется в Брянской области с 2009 года. Только в 2012 году на эти цели планируется затратить более 31 млн. рублей.
К концу 2012 года 175 детей-инвалидов обретут возможность полноценно обучаться, находясь в домашних условиях. Обучение будут осуществлять 158 педагогов.
В мае текущего года заключено соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и администрацией Брянской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Брянской области на проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в рамках реализации государственной программы «Доступная среда».
Соглашением предусмотрено выделение более 3,5 миллиона рублей из федерального бюджета бюджету Брянской области (3768,1 тыс. рублей). Объем средств, предусмотренных в бюджете Брянской области на данные цели, составляет аналогичную сумму.
В результате реализации соглашения в 2012 году департаментом образования планируется создать безбарьерную среду для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений, в трех базовых образовательных учреждениях: в средней общеобразовательной школе № 2 Брянска, Брянском городском лицее № 27, средней общеобразовательной школе № 52 Брянска.
Кроме этого, департаментом образования в ходе реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы планируется создание федеральной стажировочной площадки по распространению современных моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. На базе стажировочной площадки будет проводиться обучение педагогических работников, обучающих и сопровождающих детей данных категорий, не только из нашего региона, но и из других субъектов РФ. Предполагаемый размер субсидии из федерального бюджета составит 7,621 млн. рублей, из областного бюджета — 5,0 млн. рублей.
СТРОИТЕЛЬСТВО: УСПЕХИ НАЛИЦО
В целях формирования современной школьной инфраструктуры, создания условий для реализации основных образовательных программ проводится планомерная работа по строительству школ с ежегодным увеличением финансирования из областного бюджета. С 2004 года в Брянской области введено 19 общеобразовательных учреждений и обеспечено современными учебными местами 6421 человек.
В текущем году вводится в эксплуатацию прекрасное здание школы в п. Локоть на 360 уч.мест, оснащенное самым современным учебным, технологическим и спортивным оборудованием. Ведется строительство пристройки к школе № 2 в Клетне на 240 уч.мест, школы в п. Зерново Суземского района на 60 уч.мест, школы № 5 в г. Сельцо на 182уч. места, продолжается реконструкция Климовской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также уже названных ранее бассейна для лицея в Добруни Брянского района, спортивного зала для школы № 3 Стародуба. Введен в эксплуатацию спортивный зал для школы № 1 Унечи.
Всего на строительство объектов образования направлено более 134 млн. рублей. На укрепление материальной базы школ выделено из всех источников финансирования 402 млн. рублей, что более чем в два раза превышает финансирование 2011 года.
Выборочный капитальный ремонт выполнен в 147 школах. Произведен ремонт кровель для 62 школ, ремонт электрооборудования и электроосвещения произведен в 36, системы отопления отремонтированы в 28 школах. Произведена замена оконных блоков на стеклопакеты в 132 учреждениях. Отремонтировано 27 спортивных залов, 32 пищеблока, выполнены ремонт и оборудование новых теплых туалетов в 28 школах. В рамках мероприятий по развитию школьной инфраструктуры отремонтировано 176 помещений с целью установки нового оборудования, проведен текущий ремонт 3210 помещений.
Хорошими темпами организовано выполнение комплекса мер в Брянске, Сельцо, Новозыбкове, Гордеевском, Дятьковском, Жирятинском, Жуковском, Климовском, Клинцовском, Новозыбковском, Стародубском, Унечском районах. Своевременно (до начала приемки) и в полном объеме освоены средства (практически по всем направлениям) в Дятьковском, Жирятинском, Жуковском, Климовском, Клинцовском, Унечском районах, городах Сельцо, Новозыбкове.
ДУМАЕМ О БЕЗОПАСНОСТИ
По-прежнему ключевым вопросом в деятельности образовательных учреждений является поддержание достигнутого ранее уровня пожарной безопасности, а также повышение уровня комплексной безопасности. На эти цели в текущем году направляется около 51 млн. рублей. Особое внимание уделяется учреждениям с круглосуточным пребыванием детей, попавших в трудные жизненные ситуации.
Необходимо отметить, что, помимо всего вышеперечисленного, с целью решения наиболее проблемных вопросов в части укрепления материально-технической базы по решению губернатора и предложениям депутатов Брянской областной Думы была адресно выделена 176 образовательным учреждениям финансовая помощь из областного бюджета в общей сумме более 81 млн. рублей.
Особая поддержка федерального и областного бюджетов позволила обеспечить финансированием проведение масштабных ремонтных работ в средних школах № 1 и № 2 г. Злынки; средних школах № 5 и № 7 г. Клинцы; Красногорской средней школе № 1, средних школах №№ 4, 6, 9 г. Новозыбкова; ремонты кровель в средней школе № 1 г. Сельцо, Клетнянской средней школе № 1 и Кокоревской средней школе Суземского района, Унечской средней школе № 5, ремонт кровли и фасада средней школы № 29 п. Белые Берега Фокинского района Брянска.
В настоящее время подводятся итоги традиционной приемки объектов образования к новому учебному году. Предварительные данные свидетельствуют, что качественно уровень подготовки школ вырос: количество образовательных учреждений, соответствующих требованиям новых СанПиН, увеличивается, и, по предварительной оценке, все школы будут приняты надзорными структурами к началу нового 2012- 2013 учебного года. При этом необходимо отметить деятельность муниципальных органов управления образованием Унечского, Стародубского, Жирятинского, Жуковского, Новозыбковского районов, где высокий уровень организации работ позволил принять подавляющее большинство учреждений с оценками «хорошо» и «отлично».
С первых дней модернизации в Брянской области она рассматривается более широко, нежели звучит в самой инициативе. Решением губернатора области наша модернизация охватывает все ступени образования. Поэтому одновременно с изменениями в общем образовании значительные перемены происходят и в сфере дошкольного образования, и в сфере профессионального образования.
Болезненный вопрос ликвидации очередности в детские сады по-прежнему актуален. Однако он решается и будет обязательно разрешен. В 2011 году по области было открыто 1388 дополнительных мест для дошкольников. В 2012 году утверждена новая программа «Создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста в Брянской области (2012 — 2015 годы)», реализация которой за три ближайших года позволит открыть 7350 мест и полностью ликвидировать очередность для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В соответствии с программой в 2012 году планируется сдать в эксплуатацию в части строительства и реконструкции 5 дошкольных учреждений на 385 мест, открыть дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений на 425 мест, возвратить в Брянске в систему дошкольного образования бывшие детские сады с общим количеством 455 дополнительных мест. Кроме того, в Брянске частным предпринимателем проводится реконструкция здания еще одного бывшего детского сада, которая позволит открыть частное дошкольное учреждение на 200 мест.
В 2012 году департаментом общего и профессионального образования осуществлена структурно-содержательная модернизация начального и среднего профессионального образования Брянской области, целью которой являлось создание эффективно действующей сети учреждений, комплексно удовлетворяющей потребности в профессиональном образовании и в профессиональной подготовке заказчиков образовательных услуг.
В рамках выполнения данной модернизации выстроена рациональная сеть учреждений начального и среднего профессионального образования с учётом эффективного управления основными фондами, кадрового потенциала, финансовых средств, наполняемости учреждений.
В ходе проведения поэтапной структурно-содержательной модернизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования через объединение произведена реорганизация 10 учреждений.
Вместе с тем 9 профессиональных лицеев в связи с изменением типа и вида переведены в статус техникумов.
В результате этих преобразований в настоящее время система начального и среднего профессионального образования области представлена 15 учреждениями начального и 20 учреждениями среднего профессионального образования, подведомственными департаменту образования и обеспечивающими в полной мере запросы населения на получение образования.
В текущем году, благодаря решениям губернатора Брянской области Н. В. Денина и Брянской областной Думы, сети учреждений начального и среднего профессионального образования областного подчинения оказана финансовая помощь в размере свыше 23 млн. рублей, которые были направлены на обновление библиотечных фондов, укрепление материально-технической базы.
Нельзя не упомянуть и еще одну отличительную черту реализации инициативы «Наша новая школа» в Брянской области — это открытость реализуемых мероприятий, широкое информирование общественности через региональные средства массовой информации. Главной трибуной для освещения проблем регионального образования, информирования о новых образовательных стандартах и модернизации образования стали «Брянская учительская газета», официальный сайт департамента образования. Опыт Брянщины в вопросах воспитания подрастающего поколения освещен в специальном выпуске журнала «Вестник образования России». Готовятся к печати для опубликования нашего опыта на страницах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения» материалы для спецпроекта «Модернизация школьной инфраструктуры».
ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ
Уважаемые участники педагогической конференции!
Мы находимся в преддверии нового учебного года, до 1 сентября осталось лишь несколько дней. Но и в эти дни, и в последующие нам еще многое предстоит сделать для того, чтобы образовательный процесс мог позволить учащимся и студентам получать качественное образование, учителям и преподавателям нести знания и формировать необходимые компетенции.
Не за горами и то время, когда начнется рассмотрение и утверждение комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования на 2013 год. Поэтому, завершая начатое, следует уже сейчас определить ближайшие перспективы.
Уже сегодня Министерство образования и науки выступает с предложением разрабатывать комплексы мер по модернизации образования на период до 2017 года, что превратит комплекс в центральный документ, определяющий региональную образовательную политику на последующие пять лет. Такое планирование позволит задать ее основные векторы на ближайшую перспективу, реализовать намеченные цели системно и комплексно.
Сегодня хочу высказать особую благодарность губернатору области за поддержку и понимание, которые оказываете Вы, Николай Васильевич, системе образования. Невозможно было бы достичь значимых результатов в развитии и совершенствовании регионального образования без Вашего непосредственного участия.
Неслучайно в зале присутствуют главы муниципальных образований. Без вашей слаженной работы, уважаемые коллеги, не удалось бы реализовать цели проекта модернизации.
Хочу поблагодарить и все педагогическое сообщество нашей области за большую и самоотверженную работу, позволяющую вывести образование Брянщины на качественно новый уровень.
Эта работа не была бы столь плодотворной, если бы велась без поддержки Брянской региональной Ассоциации педагогических работников, областной профсоюзной организации. В этом успехе есть частица труда каждого работника системы образования.
Хочу пожелать всем не останавливаться на достигнутом. Помните: благодаря вашему педагогическому таланту формируется и возрастает интеллектуальный потенциал Брянской земли и России в целом. Счастья вам, здоровья, успехов и улыбок ваших коллег, воспитанников, радости творчества и новых свершений во благо образования на Брянщине.
С праздником, дорогие коллеги!».
По материалам Брянской Учительской Газеты.