Warning: file_exists(): open_basedir restriction in effect. File(/home/www-edu/www-doc/attachments/ . htaccess) is not within the allowed path(s): (/home:/usr/local/apache2/htdocs:/tmp/php) in /home/www-edu/www-doc/plugins/attachments/attachments_plugin_framework/attachments_plugin.php on line 882
Сайт модернизации системы образования
Круглый стол в редакции Брянской учительской газеты
Details
- Подробности
-
Создано 18.12.2012 15:03
Проходящая в сфере общего образования модернизация характеризуется прежде всего тем, что дела не тонут в словах, как бывает в случае, когда дел слишком мало, а слов слишком много. И она не носит признаков кампанейщины (продекларировали, что-то сделали и прочно забыли). Проект модернизации в развитии и приносит свои плоды.
В этом убеждают наблюдения и выводы непосредственных участников реализации проекта и координаторов этой работы на муниципальном уровне, в школах и других учреждениях образования, которых редакция «Брянской учительской газеты» пригласила на круглый стол во вторник минувшей недели. В нем приняли участие первый заместитель директора областного департамента общего и профессионального образования И. И. Потворов, начальник отдела развития общего и дошкольного образования департамента И. А. Иванов, начальник отдела образования администрации Дятьковского района ЕС. Кривцова, заместители директора по учебно-воспитательной работе Брянского городского Центра образования М. П. Кожемякина и Н. Н. Капитонова, директор Ивотской средней школы Дятьковского района Л. В. Ефремова, директор Почепского профессионального лицея № 32 В. О. Кулякин, а также автор этих строк — заведующий редакционно-издательским отделом газеты. Незапланированной особенностью этой встречи, которую проводил главный редактор «Брянской учительской газеты» Е. В. Потупов, было обращение ее участников к вопросу о роли издания в период модернизации, что в общем-то неудивительно. Ведь информационная составляющая этой большой работы имеет немалое значение. Поэтому образовательный печатный орган можно причислить к полноправным участникам реализации проекта модернизации. Эта мысль была выражена во вступительном слове ведущего.
Е. ПОТУПОВ:
- Тема модернизации постоянно присутствует в «Брянской учительской газете». Можно сказать, она головная, центральная, магистральная. Творческая группа газеты совершила более десяти выездов с начала года в муниципальные районы и города, чтобы увидеть и отразить процесс модернизации на местах, в глубинке. Вспоминается посещение Ивотской средней школы. Школа переживала разительные перемены. Модернизация особо ощутима и в Злынке, где мы побывали в июне. Поразили масштабы капитальных ремонтов в двух школах города, за два года модернизации получивших на укрепление материально-технической базы около 60 млн. рублей. Школы неузнаваемо преобразились. И об этом можно было прочитать в газете.
И. ПОТВОРОВ:
- «Брянская учительская газета» может стать не только изданием, на страницах которого публикуются статьи, посвященные образованию, но и при использовании формы круглого стола — основой общественного обсуждения процессов модернизации и всего того, что происходит в образовании. Ведь на сегодняшний день мы очень нуждаемся в обратной реакции, то есть в обсуждении и общественной оценке. Процессы модернизации должны рассматриваться и обсуждаться более широко, чем собственно проект модернизации системы общего образования. Но если говорить о сиюминутных целях, то это подведение итогов уходящего года и рассмотрение плана модернизации на следующий год. Конкретная перед нами задача — добиться того, чтобы в 2013 году мы получили не менее двух третей суммы этого года, а это более чем 400 млн. рублей на модернизацию общего образования Брянской области.
Однако это часть проблемы. Совсем недавно на видеоконференции председатель правительства Дмитрий Медведев поручил министру образования и науки Ливанову подготовить проект модернизации уже дошкольного образования. На повестке дня стоит также задача модернизации и развития дополнительного образования. Мы не можем разделять общее образование и профессиональное. Все должно решаться в комплексе.
Вы непосредственно реализуете эти проекты, выходите на объект нашего воздействия — учеников и видите их реакции на происходящее, и эта реакция, наверное, самое важное. Общаетесь с родителями, у которых неоднозначное, на наш взгляд, отношение, нежели у учеников, живо реагирующих на перемены. Наше живое сегодняшнее общение поможет прийти к каким-то выводам, выявить мнения и оценки, которые хотелось бы услышать. Каковы итоги года, насколько правильно расставлены акценты в ходе реализации? В первую очередь они касались проведения капитальных и текущих ремонтов, но не забывались остальные направления модернизации. В общем-то мы пропорционально делили деньги, не идя по пути некоторых регионов, которые средствами модернизации не закрывали какие-то больные точки, не выделяли денег, к примеру на школьные автобусы, перебрасывая их на другие направления. Насколько это справедливо?
Напомню о выступлении губернатора Николая Денина на учительской конференции. Мысль выступления в том, что не стоит «размазывать деньги», а надо бы сосредоточиться на отдельных трудных участках. Она перекликается с идеей министерства о создании в первую очередь базовых школ. Чтобы они могли обеспечить тот уровень, который бы привлекал других. Припоминается в связи с этим конфликтная ситуация в одном из районов, когда один из родителей, противящихся закрытию местной малокомплектной школы, высказался так: «Что вы нам предлагаете перейти в соседнюю школу, которая сама не блещет. Это как из сарая в сарай. Шило на мыло менять — смысла нет».
Сосредоточиться на создании базовых школ? Но с другой стороны, мы видим, что нуждается в поддержке вся система образования. И будет обидно тем, кого не коснется модернизация. Может быть, в следующем году подходы, приоритеты поменять? Хотелось бы услышать от вас и ответы на вопрос, который задает министерство: «Удалось ли решить какую-то проблему до конца?»
Е. ПОТУПОВ:
- Здесь дочь уважаемого, опытного педагога Елена Кривцова из Дятьковского района. Район огромный в сравнении с другими. Елена Степановна имеет опыт директора школы в Стари и уже руководителя районного отдела образования. В этой должности три года. Вам есть что сравнить, и хотелось бы услышать ваше мнение.
Е. КРИВЦОВА:
- Хочу несколько слов сказать в адрес «Брянской учительской газеты». Я и мои коллеги, учителя района, испытываем гордость за то, что в регионе есть такая газета. В других регионах такого издания, отражающего проблемы учительства, нет. Считаю, что это мудрое решение — выпускать такую газету. И смотрите, сколько лет она уже работает! Это здорово. Газета переживала разные этапы в своем развитии, но мы знаем одно, что мы всегда с вами. Поддерживаем «Брянскую учительскую» и любим.
Верно сказали, что наш район не мал, в том числе и по образовательным показателям. 5400 учеников, 2700 дошкольников, большой охват детей дополнительным образованием, и поэтому мы поставили планку для себя в подписке на «Брянскую учительскую газету» на новое полугодие — 260 экземпляров, и на данный момент 234 экземпляра у нас уже есть. Это отражает желание людей читать газету. Много хорошего можно увидеть в ней. И среди этого — свежие новости о состоянии образования в регионе и в стране, позитивный опыт лучших педагогов, актуальные проблемы, над которыми работаем. И в конце концов издание дает возможность популяризировать педагогический опыт. Выписывая газету, понимаем, насколько важно и серьезно ее содержание. И читаем ее все вместе. Надеюсь на расширение круга читателей.
Присоединяюсь к Ивану Ивановичу, сказавшему, что нельзя относиться к модернизации узконаправленно, как только к факту выделения средств на что-либо. Конечно, модернизация российского образования — очень широкое явление, с которым мы столкнулись и за последние 2,5 года очень зримо его ощущаем. На наш взгляд, оно связано прежде всего с обновлением содержания образования, принятием федеральных государственных образовательных стандартов, которые сейчас реализуются уже в начальном звене. Это и программы, которые создает учитель, и то новое содержание, которое в них вкладывается. И те условия, которые должны создаваться для реализации этих программ, и результаты, и качество образования, которые должны получить.
Мы, педагоги района, всегда задумываемся, а что же такое качество образования, как его измерять? Мы поняли, что качество образования — это успешность ребенка, которая должна быть достигнута. А вот чем это измерить, мы пока не определили.
Восприятие модернизации как обновления содержания образования подвигает к новому взгляду на роль педагога, учителя.
Учитель — работник школы, педагог — более широкое понятие, охватывающее системы дошкольного и дополнительного образования. Новая роль педагога видится в новом порядке аттестации педагогических работников, это очень важно. Это такое сложное явление, работающее на одну цель. Чтобы к ребенку пришел компетентный человек, знающий, как обеспечить его успешность. Это, конечно, и новые технологии, которыми должен овладеть учитель. Считаю правильным, что в рамках модернизации в нашей области серьезный акцент сделан на повышение квалификации. Разумное, верное решение было принято департаментом образования, выделившим немалые средства на эти цели. Наш институт повышения квалификации работников образования разработал мощную систему переподготовки квалификации не только учителей разных предметов, но и руководителей. И кроме того, очень важно, что выделяются средства не только на лекционные занятия или обмен опытом внутри региона, но и на организацию межрегионального обмена опытом. Ростов, Калуга, Орел… Можно продолжить перечень городов, где уже побывали наши руководители и учителя. И они приезжают обновленные. Потому что они понимают, начинают рефлексировать, что в их опыте, в опыте других регионов хорошего, что нужно сделать у себя, на своем рабочем месте, в регионе для улучшения дел. И мне кажется, что эти аспекты самые главные. Ведь можно отремонтировать школу безупречно, вложив невероятные средства, и оснастить самой современной техникой, но если не будет качественно работающего учителя, то все эти усилия будут тщетными и качества образования совершенно никакого не получим. Основные вложения должны быть в учителя.
И с этой позиции следует сказать о новой системе оплаты труда. Знаю, что департамент образования отрабатывает новую модель новой системы оплаты труда, которая будет внедрена у нас с 1 января 2013 года. Это очень важно. Новая модель ликвидирует нюансы, травмирующие учителей, которые были заложены в предыдущей системе с ученико-часом. Думаю, что в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года о доведении среднего уровня заработной платы педагогов до среднего уровня по экономике региона, эта задача будет реализована с помощью новой системы оплаты труда. И дошкольное образование ждет этого, и учреждения дополнительного образования. Педагоги разбираются в новых положениях, ведутся активные переговоры, чтобы довести эти вопросы до совершенства. Но понимаем, что без увеличения субвенций на оплату труда желаемый результат представляется весьма проблематичным. Конечно, средства должны находиться и из внутренних резервов, а это прежде всего оптимизация неэффективных расходов, но без увеличения субвенций, считаю, не обойтись.
Модернизация образования — это вклад в учителя, прежде всего в повышение его статуса.
Составляющей частью модернизации являются, на наш взгляд, новые организационно-правовые формы деятельности образовательных учреждений в рамках реализации 83-го Федерального закона. Это формы автономных, бюджетных организаций. Надо сказать, мы детально подошли к этому и поняли, что статус автономного учреждения более прогрессивный во всех отношениях, чем другие. Он дает на деле самостоятельность образовательным учреждениям, которые все вопросы, начиная от формирования штатного расписания и заканчивая реализацией средств, выделяемых учредителем по нормативу на каждого ребенка, и средств, полученных за оказание дополнительных образовательных услуг, решают сами. Это очень серьезный и мощный фактор модернизации образования. То есть самостоятельность на деле, а не на словах.
Те механизмы, которые заложены в формировании муниципального задания, в перечне образовательных услуг, в расчетах, формулах, которые являются показателями качества образования,— они как раз напрямую задействованы и направлены на то, чтобы в каждой школе поняли, что, не достигнув определенного качества образования, вы, простите, не получите финансирования. Выделяемые средства — в прямой связи с качеством образования.
Думаю, что с нашим департаментом образования мы будем продолжать эту работу. Мы год уже проработали в новых условиях и поняли, что федеральные, государственные образовательные стандарты, которые должны реализовывать, и муниципальное задание в том виде, в каком мы его даем нашим образовательным учреждениям,— это сейчас несколько разные песни. Потому что образовательных услуги должны быть рассчитаны именно на реализацию стандартов в школах. Совместно с департаментом образования и институтом проблем образовательной политики «Эврика» ведем сейчас как раз такую работу по формированию более углубленного отношения к перечню образовательных услуг, которые школы, детские сады и учреждения допобразования должны предоставлять.
Хочу с большим удовлетворением отметить роль департамента образования в выработке продуманной глубокой позиции по защите, отстаиванию наших интересов в Министерстве образования и науки Российской Федерации в пользу Брянской области.
Результатом этого явилось выполнение программы освоения средств на модернизацию в области в 2011 году (и об этом говорил директор департамента Владимир Николаевич Оборотов и сообщала «Брянская учительская») на 118 процентов, и поэтому стало возможным выделение такой огромной суммы для Брянской области в этом году — 615 млн. рублей. Так, кажется?
И. ПОТВОРОВ:
- Да, вместе со средствами нашего областного бюджета.
Е. КРИВЦОВА:
- Это позволило (коллеги, позволю себе быть эмоциональной) впервые муниципалитетам использовать в таком объеме средства. Мы годами, десятилетиями не видели вложений в инфраструктуру наших образовательных учреждений. Вот, например, нашему району в этом году было выделено около 20 млн. рублей. Считаю правильным, что департамент образования взял на себя ответственность за реализацию этих средств по таким направлениям, как, например, приобретение школьных автобусов. Ведь централизованная закупка комфортабельных автобусов «Пежо» имеет позитивные результаты, «Пежо» — комфорт, долговечность. Техника может послужить долго. А если бы этим занялись муниципалитеты, варианты были бы разные и всегда ли выигрышные?
Или, например, повышение квалификации. Существует еще президентская программа подготовки управленческих кадров в сфере образования и здравоохранения на 2012 — 2014 годы, и в ее рамках в апреле я побывала на курсах повышения квалификации и потом на стажировке — в Австрии. Мощный импульс получила от этих серьезных курсов. Мы настроены на претворение тех идей, с которыми там ознакомились. Думаю, что при поддержке департамента мы все это реализуем. Это ведет к улучшению качества образования, обогащению его.
Или закупка компьютерного оборудования. Все продумано, оборудование качественное. Закуп учебников. Не представляю, как это делать не централизованно. Обеспечение дистанционного образования тоже взял департамент.
Надо сказать, что 25 процентов выделенной нам суммы на модернизацию мы могли потратить на капитальные ремонты. Например, у нас в районе 39 образовательных учреждений как юридических лиц, а зданий чуть больше. Наполняемость муниципального бюджета очень низка, и мы испытываем большие проблемы. И когда нам позволили потратить часть средств на капремонты, руководители были просто счастливы, а «дошкольникам» оставалось завидовать нам.
И. ПОТВОРОВ:
- Они на очереди.
Е. КРИВЦОВА:
- Мы поняли, что из 20 млн. в сфере нашей компетенции остается 13 млн. (7 млн. реализуется благодаря департаменту). У нас хорошая команда руководителей в районе, и по тем направлениям, которые должны быть реализованы, мы приняли коллегиальное, правильное, как считаем, решение, и в среднем каждая школа получила около 1 млн. 200 тысяч рублей. Какие-то — чуть меньше, какие-то — больше… Представьте себя на месте директора. Ты живешь, не видя перспектив, и вдруг на тебя сваливается такая сумма.
Но от состояния эйфории мы оправились за неделю, и потом началась очень серьезная работа. У нас 11 автономных учреждений, 5 школ, 5 детских садов и одно учреждение дополнительного образования. Остальные бюджетные, которые по закону не минуют участия в аукционах, котировках и торгах. Мы пошли по модели бухгалтерского обслуживания: в каждом учреждении свой бухгалтер. И поэтом полная экономическая самостоятельность. Мы реформировали централизованную бухгалтерию отдела образования, оставили только самых необходимых специалистов. И все вопросы, связанные с подготовкой документации, с выставлением этой документации на аукцион, а это важно, решали сами школы под нашим руководством. А автономные учреждения заключали напрямую договоры. Они пользовались этим правом, потому что на муниципальном уровне, на уровне общеобразовательных учреждений разработана вся необходимая нормативно-правовая база при осуществлении сделок в особо крупных размерах. Департамент осуществлял жесткий контроль, чтобы все было выполнено в заданные сроки. До 1 июня мы провели все котировочные мероприятия и заключили все договоры, это была большая победа. Наши руководители показали свою компетентность. Сейчас у нас идет проверка освоения средств на модернизацию областной Контрольно-счетной палаты. Ждем результатов. Пока, говорят, все в порядке.
В результате этой работы мы привели в наш район 29 подрядных организаций, которые за месяц выполнили все, что надо было. И к 1 августа мы отчитались перед департаментом о том, что все средства освоены, работы завершены, школы готовы к началу учебного года. Это тоже победа. Деньги выделены — это хорошо. Но попробуйте их реализовать. Это непросто.
Е. ПОТУПОВ:
- Надо отдать должное руководителю отдела образования, которая замечает все сложности очень непростого процесса модернизации и сумела рассказать о них четко, доказательно, содержательно. У Елены Степановны прозвучала такая мысль: десятилетиями школа не ощущала к себе такого внимания, как сейчас. Это действительно так. Развитие образования становится задачей номер один, которая затрагивает каждого человека.
И еще. Сейчас почти исчезло такое понятие, как глубинка. Не то, что раньше, когда до районного центра надо было добираться неизвестно сколько времени на попутках. Любовь Ефремова представляет здесь как бы глубинку. Но благодаря тому, что есть дороги, транспорт, глубинкой поселок Ивот назвать уже нельзя. Хотя проблем в нем хватает из-за депрессивности экономики. Мы побывали в Ивотской школе. Школа обычная, небольшая, но и не маленькая. В то же время это типичная школа, где наработки, о которых говорила начальник отдела образования, претворяются в жизнь, и школа становится маяком в районе, а может быть, не только в районе. Думаю, что Любови Викторовне есть что сказать на нашем круглом столе.
Л. ЕФРЕМОВА:
- Спасибо за добрые слова в адрес школы и за материал, который был посвящен ей и опубликован в «Брянской учительской газете». Мы ценим ее. У нас всего 50 работников в школе, выписываем 27 экземпляров.
Е. ПОТУПОВ:
- У вас есть резерв.
Л. ЕФРЕМОВА:
- Есть возможность заинтересовать родителей, чтобы родительский комитет подписался на газету и был в курсе событий.
Суммы, выделенные нам по линии модернизации, показались головокружительными. В 2011 году их было меньше. У нас было право направить эти средства туда, куда мы хотели. Автономные учреждения в этом выигрывали, они сами закупали оборудование, и когда я на 152 тысячи привезла не три комплекта для начальной школы, а более четырех, в этом уже ощущалась результативность.
Спасибо департаменту — дал возможность выбора направлений при реализации программы модернизации. Зданию школы более 40 лет. Капремонта не было ни разу. В 2011 году у Ивотской школы появилось структурное подразделение в 12 километрах — малокомплектная школа. Ивотская школа была признана базовой, нам выделили в связи с этим чуть больше средств. Что сделано? 330 тысяч рублей было направлено на ремонт спортивного зала школы — структурного подразделения, которым пользовались и дети, и взрослые. Благодаря этому снялось родительское напряжение в связи с присоединением Сельцовской школы к Ивотской. Убедились, что присоединение не для того, чтобы потом закрыть. Ремонт спортзала сыграл роль на выборах губернатора. Жители деревни Сельцо оказали доверие власти, проголосовав за кандидатуру действовавшего губернатора.
Плюс ко всему были выделены средства на ремонт санузлов.
Е. КРИВЦОВА:
- На уровне муниципалитета было принято одномоментное решение: во всех школах пройдут эти ремонты.
Л. ЕФРЕМОВА:
- Отвечая на вопрос «удалось ли решить в ходе модернизации хоть одну проблему до конца?» — скажу, что названная проблема была решена окончательно, так как средств было выделено столько, сколько требовалось для этого. Отремонтированы санузлы, душевые в спортивном зале, раздевалки. Мы без торгов заключили договоры напрямую, сами нашли подрядную организацию, составили смету. Помимо вышеназванного, удалось сделать дополнительно и ремонт в бывших мастерских.
Появились результаты по программе энергосбережения. Работа в этом направлении активизировалась еще с приходом Елены Степановны. Она потребовала такую программу от каждой школы. Не план работы, а программу, которую надо защитить.
Нашей школе с новой котельной требовался современный теплоузел. По программе энергосбережения мы его в этом году получили. В школе очень тепло. Тепло регулируется. 429 тысяч рублей было потрачено на то, чтобы поставить окна из ПВХ. Спасибо областной Думе, ее депутату Михаилу Михайловичу Иванову, который в этом году передал нам 500 тысяч рублей на замену окон в актовом зале. Часть денежных средств по линии модернизации направили на реконструкцию оборудования столовой. Закупили жарочный шкаф и тестомес. Обеспечиваем теперь выпечкой весь поселок и деревню Сельцо.
Лично ощутила изменения в сфере повышения квалификации, на которую отпущены большие финансовые средства. Я побывала за пределами области, в городе Тамбове, перенимала тамошний опыт. Наши педагоги сейчас обучаются на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка в Твери.
И. ПОТВОРОВ:
- В департаменте продумываются возможности в будущем году посылать учителей иностранного на обучение за границу, такой проект разрабатывается.
Л. ЕФРЕМОВА:
- Хочу сказать еще несколько слов об автономии. Наверное, наш опыт еще небольшой, но очень позитивный. Когда мы только начинали работать в автономном режиме, нас было немного, всего три школы. В этом году присоединились еще две к нашему автономному плаванию. И видны результаты. Конечно, повышается роль школьного наблюдательного совета, так как все решения принимаются на коллегиальном уровне при личной ответственности директора школы. В этом совете люди заинтересованные, поэтому все получается.
Е. ПОТУПОВ:
- Это замечательно, что модернизация дает свои плоды. Заинтересованность в ее результатах проявляют власти не только на федеральном уровне. Губернатор области Николай Денин тоже бывает в учреждениях образования. Он не раз приезжал в Злынку и мы видим, какие изменения там наступили. Нам удалось видеть губернатора в Почепском профессиональном лицее, где он пробыл около двух часов, приняв участие в подписании договора, по которому лицей будет готовить рабочие кадры для компании «Мираторг». А она в свою очередь станет полноправным социальным партнером лицея, руководитель которого Виктор Олегович Кулякин сейчас с нами. И ему есть что сказать на тему обновления системы образования.
В. КУЛЯКИН:
- 23 года я проработал на производстве. Сам был работодателем, а теперь готовлю для них кадры. Согласен на сто процентов с мыслью, высказанной здесь, о том, что школа, училище могут быть хоть золотом выложены изнутри, но если там работают равнодушные люди, ничего не поможет, результатов не будет. Приведу пример из другой сферы — киношной. Дирекцию «Мосфильма» нахваливают по причине того, что база киностудии совершенствуется, а где же хорошие фильмы? Их нет. Вернемся к образованию. Благодаря департаменту поддерживается и развивается тенденция по улучшению подготовки управленческих кадров. Собирают руководителей, объясняют, что залогом выживания на рынке образовательных услуг являются подготовленность управленца, его профессиональные навыки, умение ориентироваться в современных условиях. Предлагают обучиться на курсах. Я прошел довольно серьезное обучение. Были выезды в Белгород, Калугу за опытом. Курсы позволили руководителям по-иному взглянуть на роль управленца, высветили какие-то проблемные моменты в их работе.
Модернизация в моем представлении имеет два аспекта. Первый — это работа с людским ресурсом, второй — укрепление материально-технической базы. Шесть лет преподавал в профлицее (прежнем профучилище), еще шесть лет руковожу его коллективом, но не припомню, чтобы когда-то мы получали столько денежных средств на развитие учреждения. Только по линии модернизации — больше 2 млн. рублей. Это позволило отремонтировать кровлю учебного корпуса, заасфальтировать часть территории. И главная подвижка — приезд к нам Николая Васильевича Денина. Он приехал в канун 60-летия профлицея, которое наступает в следующем году. За эти годы учебное заведение выпустило много специалистов для сельской экономики. Губернатор подписал с руководством «Мираторга» соглашение о подготовке рабочих кадров на базе нашего учебного заведения. Он встретился с коллективом, беседовал с педагогами, осматривал лицей. С ним был директор департамента — частый гость в нашем учреждении.
Этот приезд и эта встреча позволили выйти нам на более высокий уровень. Мы получили надежного работодателя. Представляете, насколько это важно для профессионального образования!
Вот здесь было сказано о трудностях определения качества образования. Качество образования — это то, что нужно работодателю. Специалист с дипломом должен сразу сесть за рычаги, стать за станки и без проблем выполнять свою работу. Ныне далеко не каждого работодателя устраивает уровень подготовленности выпускников профессиональных учебных заведений. Чтобы так не случилось в нашем случае, я предложил представителям «Мираторга» вступить в деловые отношения. Вы скажите, что вам нужно, и мы будем готовить для вас специалистов. И очень удачно для нас в этот момент были введены новые федеральные образовательные стандарты, позволяющие на 20 процентов использовать вариативную часть. И результат не заставил себя ждать. Составили совместную программу, где в вариативную часть включили все те особенности подготовки, на которых настаивал работодатель.
Е. КРИВЦОВА:
- Сколько часов учебного времени отводится у вас на практику?
В. КУЛЯКИН:
- 2000 часов на весь учебный год. Процентов 30 — 40 этого времени посвящается практике. Но продолжу. Договор заключен. И что же мы получили? Полтора года сотрудничества с «Мираторгом» вызывают у меня восхищение. Для нас это прогресс. Мы увидели новую технику, современные технологии. У нас преподает профессор американского университета. Я теперь представляю, каким должен быть специалист XXI века. И строю такие планы. Наш лицей мог бы со временем готовить всех специалистов разного профиля для «Мираторга». Эта фирма, кстати, только в этом году на укрепление нашей базы передала более 20 млн. рублей. Для меня это аванс, который надо отработать. Взаимодействие лицея с работодателем отвечает требованиям и духу модернизации образования. Нас поддержал департамент, выделив 10 млн. рублей.
Каковы перспективы у наших выпускников? Приведу пример. Бывший выпускник Александр Панихидкин — ныне тракторист «Мираторга», работая три месяца, получал ежемесячно не менее 50 тысяч рублей. Это лучшая агитация для абитуриентов нашего лицея. В общем, «Мираторг» — наш настоящий социальный партнер.
Е. ПОТУПОВ:
- По всем признакам Почепский профлицей можно отнести ныне к инновационным учреждениям образования. И таких немало в области. В сфере школьного образования передовой лицей № 27 Брянска удостоился статуса городского Центра образования. И это случилось в процессе реализации проекта модернизации общего образования. Наши участники из Центра образования могли бы рассказать подробнее об этой перемене и ее значении, о том, кого теперь будет выпускать Центр?
М. КОЖЕМЯКИНА:
- Наш лицей, возникший на базе средней школы № 27, поставил цель давать углубленные знания по предметам общеобразовательного цикла, вести предпрофильную и профильную подготовки. Анализируя итоги прошедшего учебного года, мы пришли к выводу, что максимально теряется эффективность обучения из-за проблемы адаптации учащегося в 1-м, в 5-м, в 10-м классах. Снять остроту проблемы можно, если бывший воспитанник детсада встречается с теми же преподавателями в школе, и это же условие будет оставаться при его переходе к среднему и старшему звеньям. Можно скорректировать в связи с этим программу обучения в детском саду со школьной.
Отвечая на вопрос, поясню, что готовить мы будем обыкновенного выпускника, но чуть с большим уровнем подготовки, чем в средней общеобразовательной школе. Коллектив ныне разрабатывает модель выпускника Центра образования, который включает дошкольное отделение (более 200 детей), Дом творчества (структура дополнительного образования, что отвечает федеральным стандартам нового поколения), и структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы,— лицей № 27.
В дошкольном отделении уже начато изучение иностранного языка с пяти лет по авторским программам учителей. В рамках дополнительного образования расширены возможности для детей. Директор Центра народный учитель Игорь Анатольевич Афонин уделяет большое значение схемам. И нас убедил в этом. Модуль выпускника (как и модуль учителя, руководителя) — это тоже схема. И она предмет нашей работы сегодняшнего дня.
О нашем отношении к образовательному изданию области свидетельствует уровень подписки на «Брянскую учительскую газету». Он достаточно высок. Что касается содержания газеты, скажу, что она интересует не только учителей и членов их семей. Мои соседи по подъезду, к примеру, просят ее у меня почитать.
Значение модернизации, считаю, в изменении сознания самого учителя и родителя. 15 наших учителей уже прошли обучение на курсах, и еще десяти это предстоит. Укрепляется материально-техническая база Центра. В этом году начато строительство второго корпуса лицея № 27.
Пополнились наши кабинеты компьютерной техникой, интерактивными досками. В планах — оснащение конференц-зала, где проходят ученические конференции.
Е. ПОТУПОВ:
- Марина Павловна, в вашем Центре обучаются ребята только из ближайших микрорайонов или он открыт и для других?
М. КОЖЕМЯКИНА:
- Учатся у нас не только местные дети. К нам приезжают из Бежицкого, Советского районов. Очень много из Володарского. Всего учащихся 791 (без дошкольного отделения) и 42 педагога.
Н. КАПИТОНОВА:
- Как замдиректора по учебно-воспитательной работе, но непосредственно по начальной школе, отмечу, что введение федеральных госстандартов имело для нас большое значение. Подготовка к ним у нас началась задолго до этого. Во главу угла поставили задачу формирования всесторонне развитой личности, умеющей самообразовываться. Перестраивались и сами. Учителя прошли курсы. Из Иваново недавно вернулась группа учителей. Все очень довольны качеством обучения. Они готовы работать по новым стандартам.
Присоединение учреждения дополнительного образования к нам как глоток воздуха. Оно взяло многие направления, оставив возможность учителям заниматься своими обязанностями.
Е. ПОТУПОВ:
- Повысился статус лицея. Он стал Центром. Отразилось ли это на зарплате педагогов?
И. ПОТВОРОВ:
- Центр образования отнесен к категории инновационных образовательных учреждений, где в одном ряду стоят лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением отдельных предметов. И они получают 15-процентную прибавку к фонду заработной платы.
И. ИВАНОВ:
- Модернизация — не второстепенное преходящее мероприятие. Это, на мой взгляд, начало нового витка модернизации всей нашей системы. Вы и сами видите, что деньги выделены немалые, каковы же результаты? Ивотская школа уже ищет пути оценки качества образования? А каково мнение представителей Центра образования по вопросу оценки качества?
Н. КАПИТОНОВА:
- Сам стандарт предусматривает систему оценки. Обязательно введение портфолио с 1 класса помимо других особенностей этой системы.
Е. КРИВЦОВА:
- Вижу этот вопрос шире. К оценке качества образования нельзя подходить однобоко. И рассматривать его только с позиции ГИА и ЕГЭ порочно. Думаю, что коллеги создали Центр образования не только по финансовым, экономическим причинам. Они вкладывают туда глубокий содержательный смысл. И, конечно, они заботятся при этом о повышении качества образования и размышляют над тем, как его оценивать. Думаю, что мы на пути создания региональной системы оценки качества образования.
Скажу о том, что еще очень волнует. Требование о приведении в соответствие непедагогического персонала к педагогическому может привести к непоправимым последствиям. Мы, говорю обо всех, сократив штатные единицы социальных педагогов, педагогов-психологов, сократив количество единиц замов по воспитательной работе, уже имеем определенные негативные результаты в системе воспитательной работы. Но думаю, что департамент образования будет на нашей стороне, отстаивая вопросы, связанные с главными помощниками директора школы в лице компетентных специалистов, которые будут заниматься предметно вопросами развития детей и качества образования.
И. ПОТВОРОВ:
- Рад отметить, что в нашей беседе за круглым столом наблюдается совпадение интересов, мыслей, идей, возникающих в процессе модернизации образования. Каковы перспективы? В 2013 году модернизация как проект будет считаться завершенной, но ее эстафету продолжит новая государственная программа развития образования, рассчитанная до 2020 года, в соответствии с которой планируется выделение астрономических по объему финансов. В этом залог дальнейшего подъема образования, полноправными участниками которого вы являетесь.
Е. ПОТУПОВ:
- Прощаясь, хотелось бы обратиться к каждому участнику круглого стола и ко всем их коллегам с предложением быть не только читателями нашей газеты, но и ее внештатными корреспондентами. Успехов вам в вашем нелегком труде!
По материалам Брянской Учительской Газеты.