Суть законопроекта применительно к системе общего образования – предоставление большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. При этом законопроект не затрагивает вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования.
Не вступая в полемику с авторами не соответствующих действительности утверждений о переходе к платному школьному образованию, Министерство считает необходимым опираться на ряд очевидных фактов.
1. Министерство образования и науки Российской Федерации выступает и всегда выступало с позиции обеспечения каждого ребенка качественным бесплатным образованием в школе. Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование.
2. Положения законопроекта фактически были апробированы ранее в рамках комплексных проектов модернизации образования, реализованных в 2007–2009 годах в 31 субъекте Российской Федерации (в них обучается 5 из 13 млн. школьников, т. е. более 20 тыс. школ (40% от общего числа) уже начали работать по новым финансово-управленческим принципам).
3. Как показал опыт нацпроекта «Образование», усовершенствование механизмов финансирования и управления в школьном образовании привело к улучшению качества образования за счет:
- увеличения количества школьников, обучающихся в современных условиях (доля школьников, которым доступны все основные виды современных условий — по оснащенности, оборудованию, благоустройству, квалифицированным кадрам — возросла в рамках комплексных проектов с 30 до 70%);
- информационной открытости школ (в 99% школ созданы и функционируют школьные советы; 98% школ представляют общественности ежегодный публичный отчет);
- существенного роста доходов учителей (за три года зарплата лучших учителей выросла в 2,5 раза и превысила среднюю по экономике региона).
4. В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.
5. В 2010 году расходы бюджетов всех уровней на образование в 3 раза превысят уровень 2004 года и составят 1,76 трлн. рублей. Это составляет 4,4% ВВП и превышает расходы по всем другим направлениям.
Таким образом, образование было и остается важнейшим приоритетом государственной политики, а право граждан на бесплатное образование гарантировано Конституцией России и обеспечено финансированием из бюджетов всех уровней.