Проектная деятельность – шаг в науку
Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. Ее всестороннее развитие – цель педагогики и педагога.
В.А. Сухомлинский.
Организация научно-исследовательской деятельности – важная часть обучения учащихся. Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в научно-исследовательской деятельности. Методов стимулирования интереса к творческому познанию существует много. Но один из приемов – реализация познавательной деятельности через организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Вот уже много лет Брянский областной эколого-биологическом центр проводит заседания Совета научного общества учащихся «Эколог» и экологической патриотической организации «Родная Брянщина».Выездное заседание Совета научного общества учащихся «Эколог» и экологической патриотической организации «Родная Брянщина» на тему: «Расширение эколого-образовательного пространства лицея через организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся» состоялось 23 апреля 2013 года на базе МБОУ «Лицей №1» Брянского района.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся - это составная часть обучения и воспитания учащихся Лицея №1 Брянского района. Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.
Участников заседания радушно встретили директор лицея, Заслуженный учитель РФ Королева Галина Фроловна, заместитель директора по УВР Козина Елена Николаевна, Никитенко Людмила Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе.
Программа заседания включала 3 блока: открытые уроки, проектно-исследовательская деятельность лицеистов и марафон экологических сказок. В первом блоке были проведены уроки в 5, 6, 9 классах: урок «открытия» новых знаний по теме: «Подземные богатства Брянского края» и экспериментальный практикум по теме «Почва». На уроках использовались информационно-коммуникационные технологии, элементы технологии исследовательских проектов, технологии развивающего обучения. Опытные педагоги Михалева Галина Ивановна, учитель географии и Пархимович Маргарита Николаевна, учитель биологии в процессе работы с учениками не только смогли разглядеть «искру» исследовательского таланта ребят, но и помочь им понять значимость своего исследования, возможность его практического применения. В ходе уроков учащиеся осознают значимость выполняемой работы, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества.
Во втором блоке были представлены проекты: информационный коллективный проект «Вредные и полезные продукты» (руководитель: Фоменкова Л.В., учитель начальных классов); практико-ориентированный групповой проект «Альпийская горка» (руководитель: Михалева Г.И., учитель географии); исследовательская работа Пархимович Полины по теме: «Определение нитратов в овощах и фруктах» (руководитель: Пархимович М.Н., учитель биологии); практико-ориентированный проект «Пришкольный участок: вчера, сегодня, завтра» (руководитель: Степаненко А.В., учитель химии и биологии). Проектная деятельность воспитывает у детей стремление к экологическим и биологическим знаниям, прививает интерес к научно-исследовательской работе, приобщает к посильному общественно-полезному труду.
Третий блок: «Марафон экологических сказок» был представлен театральными экологическими «зарисовками» (руководитель: Проконина Г.Н., учитель начальных классов); экологической сказкой «Маша и медведь» (руководитель: Абалухова И.А., учитель начальных классов); экологической сказкой «Про елочку» (руководитель: Новикова Т.В., учитель начальных классов); литературно-музыкальной композицией «Бабочки» (руководитель: Дегтярева Т.Г., учитель начальных классов). Учащиеся 1-3 классов выступили в роли маленьких актеров. Представленные композиции соответствовали экологической тематике.
На заседании присутствовали Шульгина Н.Б., руководитель научного общества учащихся «Наедине с природой» МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска»; Исаакович В.П., учитель химии, Петресова Н.Н., заместитель директора по НМР МБОУ «Гимназия №3» г.Брянска; Иванова С.И., руководитель научного общества учащихся «Зеленая планета» МБОУ им.А.М. Горького г.Карачева; Титова Е.А., руководитель общественной детской организации «Экологический лагерь» МБОУ «Дятьковская СОШ №2» им. А.П.Доброславина; Ефремова Л.В., директор МАОУ «Ивотская СОШ» Дятьковского района; Трушина Т.В., заведующая учебно-опытным участком МБОУ «Супоневская СОШ №1» Брянского района; Шатаев Н.В., специалист ОО Брянского района; Куприна А.В., учитель биологии МБОУ «Троснянская СОШ» и Пальтова В.Е., учитель биологии, руководитель научного общества учащихся «Эколог» МБОУ «Летошницкая СОШ» Жуковского района; Терешина С.А., методист ГАОУДОД «Брянский областной эколого-биологический центр».
В ходе заседания руководители научных обществ учащихся, педагоги подчеркнули, что необходимость организации проектно-исследовательской деятельности воспитывает у детей стремление к экологическим и биологическим знаниям, прививает интерес к научно-исследовательской работе, приобщает к посильному общественно-полезному труду.
Брянский областной эколого-биологический центр приглашает к сотрудничеству образовательные учреждения, занимающихся исследовательской и природоохранной работой, а также учащихся, интересующихся эколого – биологическими науками для работы в областном научном обществе учащихся «Эколог».